top of page

Елена Яшина: «Танцевать — это большое счастье!»

В числе участников турнира "Кубок Кремля - Гордость России!" Pro-Am по латиноамериканской программе в категории B на кремлевский паркет в этот день выйдет дуэт Елены Яшиной и Вячеслава Чупрунова. Елена - спортивный врач по образованию, доктор медицинских наук, мастер спорта СССР по фигурному катанию на коньках, руководитель медицинской службы ПАО Татнефть, ведущий научный сотрудник Лаборатории информационных технологий в управлении РАНХиГС при Президенте РФ. Впервые Елена станцевала в Кремле в 2013 году. История ее прихода в танцы уникальна и необычайно интересна. Елена рассказала её в нашей беседе, а также поделилась, какие виды танца и почему выбрала, каким образом связала танцевальный спорт со своей профессиональной деятельностью, почему уже более десяти лет не бросает занятия латиной, чем еще увлекается, как находит время на работу и занятия в танцевальном клубе GallaDance, как готовится к Кубку Кремля.          




«Если хочется танцевать, то нужно это делать в любом возрасте»

Я начала заниматься бальными танцами для того, чтобы выступить на Кубке мира. Получилось это благодаря дерзкому спору о том, что я выйду на паркет ровно через год. Это в первую очередь был вызов самой себе! На тот момент я была главным врачом Клинической больницы Управления делами Президента РФ, и никто из моего окружения не мог предположить, что я все-таки рискну это сделать. Тем более, бальными танцами я никогда не занималась. Это чистая правда. И поэтому тот эпизод, безусловно, был уникальным для меня лично и всей консервативной системы Управления делами Президента РФ. Был спор, и я его выиграла — вышла и станцевала с партнером Денисом Жарковым на кремлевском паркете показательный шоу-номер ровно через год.


Выступление состоялось, но расставаться с танцами не хотелось. Тренировки давали энергию, настроение и, конечно, добавляли здоровья. Именно в тот период совместно со Станиславом Поповым и Сергеем Ковалевым удалось разработать методику применения бальных танцев для пациентов, оперированных на сердце и перенесших инфаркт миокарда (патент был получен на данную методику в 2014 г.). Пациентам для расширения двигательной активности вместо ходьбы 120 шагов в минуту, предлагались танцевальные движения под контролем электрокардиограммы, пульса и артериального давления. В скором времени танцы в больнице заняли достойное место среди раздела лечебной физкультуры и к хорошо знакомой фразе «Танцуйте и будьте счастливы!» добавилось «Танцуйте и будьте здоровы!».




Тогда же мы узнали, что существует Международная и Европейская ассоциации танцевально-двигательной терапии, и в мире используют танцы при лечении различных заболеваний — неврологии, психиатрии, травматологии и т. д. Кстати, в кардиологии мы на тот момент были первыми.


В последующем, несмотря на смену мест работы, я продолжала танцевать. Мне было любопытно, как направление Pro-Am реализовано в США, где оно зародилось в послевоенное время и быстро стало популярным, а затем получило широкое распространение во всем мире. Сегодня в программах сотен турниров по бальным танцам в США до 70% времени занимают выступления дуэтов Pro-Am. В 2016 году я в паре с Денисом Жарковым приняла участие в открытом чемпионате Манхэттена по танцевальному спорту в этой категории.


В глубине души я не надеялась, что увижу там что-то экстраординарное, поскольку турниры Pro-Am сейчас у нас организованы, на мой взгляд, даже лучше, чем в Европе и Америке. Но что меня поразило? Я увидела там танцующих женщин не только 50+, к категории которых я тогда уже относилась, но и даже 90+! Ну ладно, 60, 70, а тут 90. Для меня это было абсолютным потрясением! Мне казалось, что мы в той группе, которая уже крайняя в плане возможности танцевать. Но посмотрев на этих оптимистичных женщин, выходящих на паркет, я поняла, что мы еще только в середине жизненного пути, и в принципе, если хочется танцевать, то нужно это делать в любом возрасте. Прошло уже 11 лет с момента моего выхода на кремлевский паркет в 2013 году, и я по-прежнему продолжаю заниматься латиноамериканскими танцами. Последние два года благодаря своим детям еще увлеклась линди-хопом. Это довольно популярный социальный свинговый танец – импровизация под джазовую музыку.

 

Реализовать мечту

В этом году опять неожиданно для себя я решила выйти на паркет в Кремле. Только теперь не с шоу-номером, а в категории Pro-Am по латиноамериканской программе. Что побудило на этот шаг? Желание реализовать хоть маленькую часть мечты – попасть на Кремлевский паркет тому, кто бесконечно влюблен в латиноамериканские танцы и одержим желанием танцевать. Мой нынешний партнер и учитель по Pro-Am Владислав Чученов год назад приехал из Хабаровска в Москву и вопреки всем окружающим верил, что без денег и поддержки сможет и будет танцевать.

В это время он устроился работать в Клуб GallaDance, так как твердо решил, что зарабатывать на перспективу спортивных танцевальных успехов рациональнее тоже танцами, совершенствуя педагогические навыки. На тот момент я уже практически не танцевала латину, сосредоточившись на линди-хопе, который мне явно дается лучше. Но перед увлеченностью Владислава и умением объяснять «необъяснимое» я не смогла устоять и с большим усердием стала тренироваться. Осенью 2023г мы с ним были в качестве зрителей на турнире в Кремле. Я видела его восторженный взгляд на танцующие пары и подумала, что хотя бы частичку его мечты можно реализовать — по крайней мере точно оказаться на Кремлевском паркете, пусть в категории Pro-Am.


В «Алых парусах» Александра Грина есть знаменитая фраза «Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя!»


Не считаю, что обязательно нужно выиграть или занять какие-то там высокие места. Но, мне кажется, что выход на главный паркет страны — это очень важная веха в жизни каждого, кто профессионально или как любитель занимается бальными танцами. И я сказала: «Влад, учи меня танцевать, составляй программу, будем выступать в Кремле». Я позвонила Станиславу Попову. А он говорит: «У меня в Pro-Am только категория В». Но я по возрасту отношусь к категории С. Тогда я попросила: «Возьмите меня в В, я обещаю Вам не испортить картину, а на победу претендовать не буду». И он согласился. Поэтому то, что мы будем танцевать в категории B это не какой-то супервызов. Просто категории С не оказалось (смеется). Я вообще считаю, что женщинам старших категорий, крайне сложно соревноваться с молодыми, ну, просто объективно. Сравнить 30–40  лет, и мне 58. Разница есть. Поэтому, когда мы выступаем, на соревнованиях, мы, в основном, танцуем в своей категории С, которая 50+. Для того, чтобы попробовать свои силы иногда выходим на Championship для оценки самих себя, где танцуют все возрастные группы.


Отдельно хочу отметить, что в течение года Владислав участвовал в многочисленных спортивных соревнованиях со своей партнершей Евгенией Кулаковой и после чемпионата России получил официальное приглашение для выступления на Кремлевском паркете в категории любителей! Я очень горжусь успехами ребят.

 

«У всех спортсменов есть желание побеждать и получать удовольствие от физической нагрузки, и это помогает в танцах» 

Меня часто спрашивают: «Помогает ли прошлое, связанное с фигурным катанием?». Надо понимать, что фигурное катание было в моей жизни 30 лет назад. Не утрачены полностью некоторые элементы хореографии, способность запоминать многочисленные движения и сохранена определенная психологическая публичность, что важно для выступлений. Но сама техника катания на коньках принципиально отлична от постановки корпуса и ног в бальных танцах. Не зря Станислав Попов говорит, что фигуристов научить танцевать бальные танцы невозможно. У них же корпус закреплен непосредственно над ногой, а если у тебя будут плечи в одну сторону, таз в другую, да, еще голова в третью, с ребра на коньке улетишь сразу. Катание на льду происходит преимущественно на согнутых ногах, а постановка ноги в бальных танцах – на прямую (если говорить о латиноамериканских танцах). Кроме того, в коньке практически не работает голеностоп, так как ботинок жесткий. Почти невозможно дотянуть ногу в такой спортивной обуви. Поэтому я не могу сказать, что фигурное катание мне помогло с точки зрения техники танцевания. Но чем точно спорт помогает, независимо от того фигурное катание это, теннис или еще что-то, это тем, что у всех спортсменов есть спортивный характер, умение тренироваться много, если это необходимо, в любом случае желание побеждать и вообще получать удовольствие от физической нагрузки.




«Каждый человек способен танцевать, даже если он этого никогда не делал»

Есть знаменитое высказывание: «Танцы – есть искусство старейшее перед другими и, как надо полагать, родившееся вместе с человеком».


Сейчас Pro-Am так выстроен, что каждый человек любого возраста и исходного умения двигаться может найти для себя предпочтительный вид танцев и при желании – соответствующий уровень соревнований. Правила прописаны таким образом, что можно выучить даже один танец и выйти с ним на паркет. Pro-Am предлагает огромное количество социальных танцев, у которых техника попроще и сама специфика другая — и обувь разная, и наборы движений по сложности разные. Вообще, я считаю, что каждый человек способен танцевать, даже если он этого никогда не делал. Любое движение, которое воспроизводится под музыку, можно назвать танцем. Это определенный стиль раскрепощения. Система Pro-Am нацелена, в принципе, на обучение с азов и выстраивает занятия таким образом, чтобы человеку, который пришел, было интересно, и он мог выучить определенные наборы шагов и пойти танцевать среди таких же как он для того, чтобы в первую очередь отдохнуть от рабочих будней, получить жизненную энергию и при желании выступить на соревнованиях. Кстати, в системе ProAm предлагаются варианты занятий для самых разных запросов. Кто-то приходит и говорит: «Я вообще не хочу соревноваться, но я хочу выступать на вечеринках». Не вопрос, выступайте на вечеринках. «А я не хочу выступать на вечеринках, я хочу просто танцевать для того, чтобы на меня не обращали внимание». Ну, танцуйте для того, чтобы на вас не обращали внимание. Поэтому я убеждена, что здесь первично желание. Уж, конечно, каких-то суперуспехов достичь в возрасте вряд ли получится. Не стоит ожидать, что человек, который вообще никогда ничем не занимался, вдруг придет и сделает что-то экстраординарное на паркете. И рассчитывать, что он сможет на каком-то хорошем уровне исполнить пятерку танцев латиноамериканской программы, например, тоже не надо. Но поставить танец так, чтобы не бросалось в глаза отсутствие опыта, сделать какой-то номер, на который можно смотреть, в него вставить определенные элементы, какие новичок способен выполнять, конечно, реально.


Когда Майю Плесецкую спрашивали, можно ли танцевать после сорока лет, она отвечала, что танцевать можно, смотреть на это уже нельзя. И, кстати, когда мы поехали в США, я сказала Алексею Михайловичу Минделю, в чьем клубе я занимаюсь все эти 13 лет, что мы сейчас съездим, посоревнуемся, и я завязываю с танцами, потому что Плесецкая так сказала, и я с ней абсолютно согласна (смеется). А когда мы вернулись из Штатов, он спросил: «Ну что, Яшина, заканчиваешь?» Я ответила: «Алексей Михайлович, там танцуют до 90 лет. Им безразлично, смотрят на них, или не смотрят. Все равно у них точно хорошее настроение и это им продлевает жизнь. И я буду танцевать, пока у меня есть возможность, деньги и силы».



«Если бы я столько не танцевала, я бы не могла столько работать»

За последние десять лет мне довелось трудиться на различных ответственных должностях. После завершения работы на посту главного врача Клинической больницы Управления делами Президента РФ возглавляла Федеральный научный центр физической культуры и спорта Минспорта России, руководила разработками подготовки к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро, возглавляла Комплексную научную группу по пулевой и стендовой стрельбе в период Олимпийских игр в Токио, а теперь работаю в ПАО Татнефть, курируя вопросы медико-биологического обеспечения детско-юношеского и профессионального хоккея. Есть такое понятие – «внетренировочные» методы спортивной подготовки. Это основная зона моих профессиональных компетенций. К ним относятся вопросы спортивной медицины, спортивного питания, адаптации при перелетах, тренировках в среднегорье и т.д. Востребованность данных компетенций значительна, так как актуальна для различных видов спорта. Я, как все люди, работаю каждый день с утра до вечера, а потом еще и танцую до ночи (смеется). Крайне важной составляющей своей жизни считаю семью. У меня прекрасный муж, с которым мы вместе со школы, дети, внуки. Всем нужно внимание и двадцати четырех часов в сутках не хватает. Танцевать — это большое счастье. Потому что это точно, добавляет здоровье, это увеличивает работоспособность, это поднимает настроение, и на мой взгляд, это увеличивает профессиональное долголетие. Мне иногда говорят: «Как вы столько времени находите на то, чтобы танцевать?» Я отвечаю: «Если бы я столько не танцевала, я бы не могла столько работать круглые сутки в пяти местах, получая свою заслуженную пенсию по возрасту».

 

«Яркость, живость, даже дерзость привлекают меня в латине»

Я выбрала латиноамериканскую программу сразу. Эти танцы мне ближе по духу и по характеру. Вся эта яркость, живость, даже дерзость и в каком-то смысле экзотика привлекают меня в латине. Я люблю более живую, динамичную музыку. Когда я смотрю на прекрасных танцоров направления «стандарт» в элегантных длинных платьях, я понимаю, что это красиво, но они не для меня. Вообще, не мой формат ни разу (смеется). Такая же история с танго, которое очень популярно в Pro-Am. Прекрасный танец. Но представить, что я медленно хожу по залу, прижавшись к партнеру, я вообще не могу. Может быть, поэтому вторым танцем я выбрала линди-хоп, который еще иногда называют танцем пьяных американских кварталов. Нельзя сказать, что это направление простое, так как профессионально и технично все сделать достаточно сложно. Но я убеждена, что для удовольствия его можно эффектно танцевать до 100 лет, что своим примером доказал основатель линди-хопа Фрэнки Мэннинг.


Линди-хоп я танцую с Михаилом Чупраковым. Немного жаль, что это увлекательное направление не представлено в программе Кремлевских танцевальных событий.


За прошедший год мы выступали на различных турнирах: Moscow Ball, Championship Ball, на зимнем балу и т.д. Танцевали на наших внутренних клубных вечеринках. Раз в два месяца точно выходим на паркет.

 

«На турнир придет масса людей, которые меня знают»

Если честно, я, конечно, сейчас перед Кубком Кремля занимаюсь танцами много — пять, шесть раз в неделю. При этом в день три, а то и пять уроков по 45 минут. Это реально много. Какой-то период я тренировалась, безусловно, меньше. Это зависит от количества денег и времени. Сейчас уже дети выросли. Я — пенсионерка самая настоящая, работающая и танцующая (смеется). Поэтому чаще могу уделять время танцам. Безусловно, мы сейчас активно готовимся именно к Кубку Кремля, отсюда и такие интенсивные занятия. Конечно, по три-пять часов никто тренироваться не будет, если никуда не собирается в каком-то обозримом будущем. Конечно, мы шили костюмы специально для такого события. С самого начала и до сегодняшнего дня платья мне делает Наталья Покровская. Я не перестаю восхищаться ее вдохновением, профессионализмом и умением создавать неповторимые уникальные образы. До этого четыре года я танцевала в одном платье и неплохо себя чувствовала (смеется). Конечно, готовимся, конечно, для меня это волнительно, потому что на турнир в качестве зрителей придет много людей, которые меня знают.

 

«Когда я танцевала в Кремле первый раз, пришли все»

Когда моя история с танцами только начиналось, больше всего, меня поддерживала мама. Но мамы два года назад, к сожалению, не стало. Когда я танцевала в Кремле первый раз, в 2013 году, пришли все — мама, муж, дети. Тогда мой выход был большой неожиданностью и для всей семьи тоже. В настоящее время меня поддерживает жена старшего сына. Ее тоже зовут Елена Яшина. Так что мы с ней всегда приносим удачу! За что я ей очень признательна. Поэтому она придет за меня «поболеть» в Кремль.

 

«Целые поколения танцоров выросли на Кубке мира»

Кубок мира для огромного количества танцоров в стране является путеводной звездой, хочется добавить путеводной кремлевской звездой.


Настоящая школа танцевального мастерства, профессионализма, открывающихся перспектив и горизонтов. Это спорт и праздник одновременно. Станислав Попов для меня безусловный лидер мирового уровня и создатель прекрасного направления бальных танцев в России.


От всей души поздравляю Станислава Попова с получением звания Народного артиста России! И хочу пожелать здоровья, профессионального долголетия, вдохновения, и чтобы его Кубок мира и «Кубок Кремля – Гордость России!» продолжались, а творчество, которое он дарит людям, оставалось той путеводной звездой, которая все новых и новых ребятишек приводит в танцы.

Искренне желаю всем участникам турнира удачи и ярких побед на Кремлевском паркете!


Comments


bottom of page